Повышение усталостной прочности осей обкаткой галтелей и надрезов

Повышение усталостной прочности осей обкаткой галтелей и надрезовСледовательно, мелкие трещины усталости могут зарождаться в осях или пальцах кривошипов при очень низких рабочих напряжениях. Обкатка поверхности не только повышает предельные минимальные напряжения, вызывающие образование трещин, но, и это самое главное, значительно замедляет распространение трещин усталости в процессе эксплуатации.

Эффективность обкатки для повышения усталостной прочности практически используется в современном машиностроении для разнообразных стальных деталей преимущественно значительных размеров (диаметров). В частности обкатка нашла промышленное применение для штоков штамповочных молотов.

Описанный выше метод обкатки применяется также для галтелей осей и пальцев кривошипов. Испытания на усталость были произведены на осях диаметром 133,4 мм при радиусе галтели 7,1 мм, изготовленных из углеродистой стали марки 1050 (содержание углерода 0,52%), подвергнутой улучшению.

Галтели обкатывались роликом диаметром 85, 7 мм с контурным радиусом 4,3 мм. Давление ролика 680 кг. Обкатка галтелей производилась после чистовой токарной обточки осей. Усталостные испытания (изгиб при вращении) производились как для обкатанных галтелей, так и для необкатанных.

В последнем случае галтели подвергались полировке. Благоприятное влияние разгружающих надрезов около напрессованной ступицы известно и используется конструкторами для повышения срока службы деталей.

Испытания на усталость проводились на осях диаметром 50,8 мм, изготовленных из улучшенной стали марки 1045. Одни из этих осей имели разгружающий надрез вокруг оси вблизи торца колесной ступицы, другие были без этих надрезов.

Как видно из данных, разгружающая канавка (глубиной 2 мм при радиусе 4 мм) приводит к повышению предела выносливости на 57%.

/>

Читайте так же:

Комментарии запрещены.