Разброс значений твердости

Разброс значений твердостиРассмотрим схематическое изображение устройства машины. Из каждой группы образцов (обкатанных и необкатанных) одна серия была испытана в обычных условиях, на воздухе, а вторая серия в водопроводной воде.

Для определения глубины наклепа, создаваемого обкаткой, были сделаны замеры твердости на косых шлифах (1:50) приборами Виккерса (нагрузка на пирамиду 5 кг) и системы проф. М. М. Хрущева (нагрузка 100 г). Значительный разброс значений твердости (особенно в случае микрозамеров) позволяет только приблизительно установить глубину наклепа (0,2-0,3 мм). Даже столь незначительная глубина наклепанного слоя оказалась весьма эффективным средством защиты образцов от коррозионных повреждений.

В образцах, не подвергавшихся обкатке, предел усталости снизился для коррозионных испытаний по сравнению с испытаниями на воздухе почти в 2 раза.

Обкатанные образцы как при испытаниях на воздухе, так и при испытаниях в воде показали одну и ту же величину предела усталости (коррозионный эффект оказался сведенным к нулю).

Для высокопрочных сталей снижение предела выносливости от коррозионных повреждений имеет место в большей степени, чем для сталей с малой прочностью и большей пластичностью. Однако и для высокопрочных сталей обкатка способна также свести к нулю или значительно снизить влияние коррозии при усталостных разрушениях.

Так, приведены значения пределов выносливости для стальных обкатанных и необкатанных образцов более высокой прочности, испытанных в условиях коррозии в водопроводной воде.

Как видно, обкатка образцов вызвала увеличение усталостной прочности при коррозии больше чем в 4 раза.

Этот замечательный результат может быть объяснен следующими двумя причинами.

В результате обкатки с поверхности образцов возникают значительные по величине остаточные сжимающие напряжения.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.